ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА ВОЖДИ КУБА СОВЕТСКАЯ БЕЛОРУССИЯ ПРИДНЕСТРОВЬЕ О ЧЕМ ПИСАЛИ СТАТЬИ ОТ ХАВКАТОГО РУССКАЯ ОБЩИНА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ СТАРАЯ ГЛАВНАЯ (архив)

Виктор ЯНУКОВИЧ:
В политике надо шевелить не мускулами, а мозгами
 
Кто там шагает Правой? - ЛЕВОЙ! ЛЕВОЙ! ЛЕВОЙ!

Николай ПОЛИЩУК

Революция в ритме самбы

Меня идея солидарности с героическим народом Кубы покинула еще в школе, когда мы проводили некие мероприятия под названием "ярмарки солидарности". Тогда нужно было заработать своим трудом какие-то копейки и пожертвовать потом их для революции на острове Свободы. На все эти ярмарки смотрел с портретов Леонид Ильич Брежнев, и мне было ужасно обидно - ведь заработанные денежки пойдут на что-то совершенно мне не нужное. В общем, отношения тогда, как говорится, не сложились. Думаю, такое скептическое отношение к Кубе присуще всему поколению, оканчивавшему школы в 70-80-х годах. С того времени ситуация радикально изменилась.

Неформалы посторанжевой Украины

В нынешней посторанжевой Украине на улицу выплеснулись неформальные объединения молодежи (на сленге "нефоры") новой волны, не отторгнутой советской властью от любви к латиноамериканским революционерам. И к революционерам вообще. Современная украинская "левая" молодежь формируются, может быть, и не как класс, но как движение - точно. И не замечать их - не правильно. К тому же, сейчас в мировом масштабе Уго Чавес представляет из себя ньюсмейкера №1, покруче даже нашего пастора Сандея. Без любителей "латиноамериканского" учения сегодня не обходится любая уважающая себя демократическая страна. Было бы удивительно, если бы Украина стала исключением.

И вот я иду к некоей засекреченной базе молодых левых из движения под названием "Че Гевара", адрес которой поклялся ни за что не разглашать. Намекну только, что в некоем длинномерном помещении не в центре города, но и не на окраинах, зато среди свежести окружающей зелени, царит буйство левых идей, а латиноамериканская романтика здесь буквально висит в воздухе. Революцию здесь можно есть ложками. Ее можно резать ножом и намазывать на хлеб.

Товарищ Че смотрит на тебя

Сотни глаз Че Гевары смотрят на меня с липучек на стенах, с транспарантов и еще с каких-то брошюр. Среди этого аргентинского великолепия как-то одиноко выглядит портрет дядюшки Хо Ши Мина. Деревянные двери украшены призывом бороться за права неких кубинских патриотов, задержанных американскими империалистами. Есть огромный плакат с символикой Фестиваля молодежи и студентов в Каракасе, непонятно каким образом доставленный в Украину. На полу по колено утопаешь во всевозможном самиздате. Ну, и, разумеется очень много красных знамен с известной фотографией аргентинско-кубинского революционера.
Флаги - очень важное оружие в деле продвижения коммунизма латиноамериканского образца в Украине. Как только где-то обижают Кастро или Чавеса, рука так и тянется к знаменам. С ними "чегеваристы" пикетировали на днях в Вене семинар по правам человека в Латинской Америке, выкрикивая его участникам обидное латиносское "Гусанос!" (то есть "черви" - так "ласково" именовались родственники кубинских эмигрантов, проживающие в США).

Но если без иронии, то антураж "бункера" выглядит намного современнее, а сама обстановка с компьютерами - намного живее той, что царит в партийных организациях современной Компартии, где до этого времени помещения украшены гипсовым Ильичем на фоне кумачевых знамен. К тому же я не могу представить Петра Симоненко, кричащего в Вене "Гусанос!" в адрес либеральной молодежи. Кажется, в отечественном левом движении мы имеем классический конфликт отцов и детей. Если у старших явно замечен крен в сторону русского языка, воссоздания СССР и нелогичная для потомков осквернителей храмов любовь к православию, то у младших на первом месте антиглобализм, Уго Чавес, рабочие стачки и атеизм.

- А мы и не претендуем на то, чтобы называться молодежной организацией компартии, - говорит лидер "Че Гевары" Андрей Манчук, - там нас многие считают национал-коммунистическим движением, в то время как левая радикальная молодежь рассматривает КПУ как обычную парламентскую партию буржуазного образца, присвоившую себе "коммунистический" бренд.

В принципе, молодежная политическая субкультура сегодня развивается сама по себе, не подчиняясь партийным структурам, и становится все радикальней. Украина, конечно, не Россия, но скинхеды здесь тоже есть. Есть коричневые скинхеды, и (по слухам) есть красные. Они даже иногда сталкиваются между собой. Но, в принципе, все это выглядит калькой с европейских реалий и поэтому воспринимается не без иронии.
Вообще, чтобы доказать карикатурность какого-нибудь европейского явления, будь то марши за легализацию марихуаны или движение скинхедов, его достаточно, на мой взгляд, перенести на украинскую почву. В этом плане "Че Гевара" выгодно отличается от традиционных левых объединений. К тому же, активисты "Че Гевары" мыслят геополитическими категориями. Борьба с империализмом (как американским, так и российским) переносится молодыми людьми в самые разные регионы: в Чечню, на Ближний Восток, на Кубу и, разумеется, в Венесуэлу. Какие-то уличные акции, явки, подобные "бункера" становятся нормой жизни. Андрей может бесконечно говорить о каких-то левацких явках в Бейруте или Каракасе.

Сейчас Андрей Манчук под сильным впечатлением от поездки в Вену, на акции солидарности с народами Латинской Америки. Там тоже был бункер, были Чавес и Гевара, только последние двое уже не нарисованные, а настоящие.

Бункер по-венски

- Венесуэльский президент Уго Чавес избрал местом встречи заброшенный завод на окраине Вены, служащий пристанищем местных анархистов, и привел туда весь свой кабинет. Выступая со сцены, где только что отгремел панк-концерт, он призвал к построению "нового общества социальной справедливости", - вспоминает Андрей. - Поминая Христа, Леннона, Ленина и Мао Цзедуна, оратор потрясал знаменем с изображением Че Гевары, взятым из рук украинской молодежи, присутствовавшей на этой встрече. Под конец мы повстречались с Алейдой Геварой - дочерью Че, которая оказалась приятной и отзывчивой женщиной. Чавес выступал по южноамериканским меркам недолго - часа два. А потом мы замечаем малолитражную машину, из которой выходит невысокий индеец в свитере, в котором мы с удивлением узнаем президента Боливии Эво Моралеса. Моралес совершенно прост и еще не вжился в образ деятеля большой политики. Зато левая молодежь от него в восторге.

Среди огромного количества "левой" литературы в "бункере" мне, в частности, попадается брошюрка некоего Дж. Морриса под названием "Какое общество заботится о людях", где на двенадцати страницах доказываются преимущества жизни советского человека перед американцем, а под конец американца Морриса дополняет украинский уже поэт с апокалиптическими стихами:

Не буде достатку трудящій людині,
Не буде притулку нещасній дитині,
Не справдяться мрії про щастя твої,
Допоки на шиї сидять буржуї!

Впрочем, я отмечаю, что это здесь чуть ли не единственный труд, в котором не упоминается имя Че Гевары. Зато команданте славят не только в печатном слове, но и в музыкальном исполнении. Во время мероприятий солидарности с пятью кубинцами, арестованными в Америке, звучала песня Hasta siempre, Comandante в акустическом исполнении украинской молодежной группы "Світ за очі". Вообще, какое-то странное переплетение украинского колорита и латиноамериканских тем - отличительная черта украинской "Че Гевары".

Впрочем, я не мог злоупотреблять гостеприимством. Парни, кажется, собирались готовиться к какому-то очередному протесту возле посольства Америки, заодно обсуждая, как "правым" не удалось сорвать недавнюю лекцию по анархизму. Одним словом, леваческая жизнь продолжается.

www.og.com.ua
23 июля 2006 года


VladMaks © 2006