НУЖНО
           БОРОТЬСЯ
                         И ТРУДИТЬСЯ!
Фидель Кастро Рус
Rambler's Top100   

Альфредо Ниевес Портуондо  
советник Посольства Республики Куба.

Марти – учитель континента

К 154-й годовщине со дня рождения Хосе Марти
революционера и мыслителя мирового масштаба

Саксонцы и латины, сделаем шаг навстречу друг другу: от первых воспримем физический труд, от вторых — творчество прекрасного интеллекта; от саксонца — работу в поле, от латина—учебу в гимназии; от человека с Севера — практические занятия, от человека с Юга — занятия искусством и литературой. Так, объединив две цивилизации, мы обеспечим преимущество, мы станем питаться двумя мудростями и, сверх того, создадим нашу новую американскую общность.

Хосе Марти

Хосе Марти родился 28 января 1853 года в Гаване, там же он получил первоначальное образование. В 15 лет он уже опубликовал несколько своих поэм, а в 16 - основал свою газету "La patria libre" ("Свободное Отечество"). Во время революционного мятежа, вспыхнувшего на Кубе в 1868 году, он открыто симпатизировал восставшим, за что был приговорен к шести месяцам тяжелых работ и в 1871 году депортирован в Испанию. Там он продолжил свое образование и литературную работу, получив в 1874 году звание магистра гуманитарных наук и степень по юриспруденции в Университете Сарагосы. Несколько последующих лет он провел во Франции, Мексике и Гватемале. Марти возвратился на Кубу только в 1878 году.

 

Недавно на встрече с университетской аудиторией двое молодых людей лет двадцати попросили меня написать о Хосе Марти. Они говорили, что мало знают о жизни и деятельности этого кубинского мыслителя, и, хотя они напевали некоторые из его стихов, вошедших в популярную кубинскую песню «Гуантанамера», они хотели бы представлять себе более широко его жизнь и деятельность.

Я подумал, что действительно с каждым днем становится все более необходимым знать, кем же был тот человек, которого никарагуанский поэт Рубен Дарио назвал Учителем, предтечей латиноамериканского модернизма, считающимся одним из наилучших прозаиков его времени в испанском языке, публицистом, способным вникнуть, разобраться и высветить все новое, что проявляется в науке, культуре его эпохи; выдающимся критиком в искусстве, а прежде всего организатором Кубинской революционной партии и последней войны за независимость Кубы от испанского владычества.

Чтобы показать, каким образом он пришел к столь высокому пониманию проблем и ответам на вызовы XXI века в Ибероамерике, припомним, как олицетворение этой парадигмы культуры и политики в Латинской Америке прошло путь своего становления и достигло величия, того человека, которого чилийская поэтесса Габриела Мистраль назвала «самым чистым образцом латиноамериканца».

Марти вобрал, сосредоточил в себе лучшее из культуры испанского происхождения, переработал, придал американский характер и поднял на всемирный уровень. Эта связь между американским и всемирным основывается у Марти на принципе: «Пусть будут в наших республиках подвои, привитые от всего мира, но ствол древа должен быть нашим, наших республик».

Он был поэтом, проложившим новое русло, тонким и глубоким любителем слова и красоты, чувствительным и страстным в поисках познаний человечности, провозгласившим в «Простых стихах» свою решимость посвятить свою судьбу беднякам этой земли.

Я — человек из простых,

     Оттуда, где высятся пальмы.

     До смерти ж хочу мой стих

     Выдохнуть, словно псалмы.

Я родом, считай, отовсюду,

     И всюду, как свой, ступаю:

     В искусстве искусством буду,

     В горах я горой бываю.

Коль скажут, что я ювелир,

     Так лучше взять украшенье.

     Искренний друг мне кумир,

     Дороже любви, священней.

Марти был учителем, журналистом, политическим бойцом, который без устали учился, читал, писал обо всем человеческом, что происходило в мире в его время, а также на темы истории, очерки из жизни разных народов Европы, в том числе, разумеется, его чудесные описания, впечатляющие страницы, рассказывающие о русской душе, которые мы перечитываем с волнением и восхищением.

Почести, возданные им русскому поэту в статье «Пушкин: Памятник человеку, открывшему путь к российской свободе», породили следующие его слова: «Пушкин пробудил народ, поднял нацию... народ, который он пробудил, стал действительно народом».

В заключение этой статьи, богатой похвалами, а также и критикой, обращенными к политической обстановке той эпохи, Хосе Марти написал: «...он не может быть забыт. Он обладал великим красноречием, удивительной литературной плодотворностью, определенностью принципов, здоровой любовью к истине и неподдельным чувством природы».

Хосе Марти знакомится с российской живописью того времени. В 1889 г. в Нью-Йорке он написал статью: «Выставка живописи русского художника Верещагина», в которой он говорит о живописце и обращается к теме русской души. «...Верещагин, как всякий человек, обладающий настоящей силой интеллекта, при достижении зрелости стремится к широте и символичности. Вид казни будоражит, останавливает и взрывает у него кровь в венах; и он будет писать так, как он это видит или как если бы он это видел...».

Продолжение следует....


© "Объективная газета"

При любом использовании материалов сайта, гиперссылка на http://www.og.com.ua/ желательна. Редакция "Объективная газета" может не разделять точку зрения авторов статей и ответственности за содержание републицируемых материалов не несет.

www.og.com.ua
28 января 2007 года


VladMaks © 1990 - 2007